孫思邈,
Сунь Сы-мяоСунь Сы-мо,
прозв. Яо-ван. 581, Хуаянь в совр. пров. Шэньси – 673/682. Знаменитый врач и алхимик. С детства отличался феноменальной памятью, благодаря которой мог заучивать по тысяче иероглифов в день. В юности изучал даос. соч., прежде всего
Лао-цзы (см.
«Дао дэ цзин») и
Чжуан-цзы («Чжуан-цзы»), и на неск. лет уединился на горе Тайбай, недалеко от места своего рождения. Вероятно, часть жизни провел в Сычуани, что может объяснить упоминание этой обл. во множестве легенд о нем. Неоднократно отклонял приглашение на службу и офиц. титулы, но, видимо, в 659–674 был в свите имп. Гао-цзуна (правл. 650–683), к-рую покинул из-за болезни.
Сунь Сы-мяо/мо – авт. нескольких соч. по
медицине и
алхимии. Наиболее известны два: «Цянь цзинь яо фан»
千金要方 («Лекарственные рецепты [ценою в] тысячу золотых»/«Тысяча золотых лечебных рецептов»), иначе называемое «Бэй цзи цянь цзинь яо фан»
備急千金要方 («Лечебные рецепты на случай необходимости [ценою в] тысячу золотых») или просто «Цянь цзинь фан»
千金方 («Тысяча золотых рецептов»), и «Цянь цзинь и фан»
千金翼方 («Поддерживающие оздоровительные рецепты [ценою в] тысячу золотых»). Первое было закончено приблизительно в 652–655, а второе – на 20–27 лет позже. Оба, имеющие по 30 глав, сохранились в изд., основанных на версиях, отредактированных и опубл. в XI в. в качестве учебников в Имп. Медицинской академии. В них суммированы достижения совр. Сунь Сы-мяо/мо медицины: фармакологии, диетологии, этиологии, гинекологии, педиатрии, иглоукалывания, прижигания моксой и проч. Оба текста включают широкий набор рецептов (ок. 5300 в «Цянь цзинь яо фан» и 2000 в «Цянь цзинь и фан») и начинаются с гинекологии и педиатрии, к-рым уделено особенно много внимания. Много строк в них посвящено лечению болезней, связанных с витаминной недостаточностью, – бери-бери, рахиту, куриной слепоте. В гл. 1 «Цянь цзинь яо фан» впервые в Китае написано о врачебной этике, в частности, обязанности врача отдать все силы лечению больного независимо от его внеш. вида, возраста, ранга или богатства. Эти кн. содержали цветные изображения в трех ракурсах тела человека с каналами и точками, используемыми в чжэнь-цзю-терапии (в общ. сложности ок. 650 точек). Двенадцать парных каналов рисовались пятью цветами (синий, красный, желтый, серый, черный), соответствующими пяти элементам/стихиям (
у син), с к-рыми коррелировали каналы, а восемь «чудесных каналов» – зеленым цветом.
Сунь Сы-мяо/мо находился под сильным влиянием даос. школы
тянь-ши дао («путь небесных наставников»). В «Цянь цзинь и фан» он привел формулы, к-рые использовались в ее ритуалах экзорцизма, и сообщил методы даос. практики «культивирования жизненного нач.» (ян син, см.
Макробиотика и
Син [1]). Интерес к
даосизму отражен и в др. его соч.: «Шэ шэнь чжэнь лу» («Правдивые записи о поддержании жизни»), «Чжэнь чжун су шу» («Письмо на шелке из глубины подголовника») и «Хуй сань цзяо лунь» («Суждения о соединении трех учений»; см.
Сань цзяо). Сунь Сы-мяо/мо также приписывают собр. даос. алхимических методов «Тай цин дань цзин яо цзюэ» («Главные секреты “Канона киноварного [эликсира] Великой чистоты”» / «Важнейшие секретные средства из канонов о киноварных [эликсирах] Великой чистоты»), где впервые написано о протопорохе. Хотя в данном случае авторство Сунь Сы-мяо/мо не м.б. окончательно доказано, известно, по его собств. словам, что он занимался изготовлением алхимических эликсиров с 610 и сам испытал отравление ими. О нек-рых связях Сунь Сы-мяо/мо с
буддизмом свидетельствует его обращение к инд. приемам массажа и методам лечения бери-бери, взятым из работ, отредактированных буд. монахами. Кроме того, в «Цянь цзин и фан» имеются магические формулы на санскрите. Сунь Сы-мяо/мо, получившему посмертное прозвище
Яо-ван (Царь медицины), посвящены несколько храмов. Его часто изображают в окружении двух юных учеников, один из к-рых держит тыкву-горлянку с чудотворными пилюлями, а др. – листья целебных растений.
Литература:Вогралик В.Г., Вязьменский Э.С. Очерки китайской медицины. М., 1961; Encyclopaedia of the History of Science, Technology, and Medicine in Non-western Cultures. Dordrecht; Boston; London, 1997; Sivin N. A Seventh-Century Chinese Medical Case History // Bulletin of the History of Medicine. 1967. № 41, pp. 267–273; Sivin N. Chinese Alchemy: Preliminary Studies. Cambridge (Massachusetts), 1968; Unschuld P. Medicine in China: A History of Ideas. Berkeley, 1985.
Автор: Еремеев В.Е.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 846-847.
Сунь Сы-мяоВ поздней китайской народной мифологии бог — покровитель лекарей, аптекарей и торговцев снадобьями. В основе образа — медик Сунь Сы-мяо (581–682), к-рый с детства славился своей памятью, oн заучивал по тысяче иероглифов в день, в юности преуспел в изучении даос. классиков Лао-цзы и Чжуан-цзы, жил отшельником на горе Тайбайшань. Преуспел в лечении недугов.
Согласно легенде, однажды Сунь Сы-мяо, когда ему был 101 год, совершив омовение и приведя в порядок одежду и шапку, сказал, что он отправляется путешествовать в неведомые земли. Тут дыхание его прервалось. Больше месяца его тело лежало, не подвергаясь тлению, его положили в гроб, но когда заглянули туда, то увидели лишь одежду. Рассказывали, что в годы под девизом Кай-юань (713–741) Сунь Сы-мяо будто бы видели в горах Чжуннаньшань. В это время некий буддийский монах, выходец из Средней Азии, устраивая моления о дожде, ранил дракона озера Куньминху; и тот, явившись в облике старца к Сунь Сы-мяо, попросил излечить его. Сунь Сы-мяо поставил условие — дать ему описание тридцати священных рецептов, хранящихся у дракона в подводном дворце. Дракон, несмотря на строжайший запрет Верховного государя
Шан-ди передавать эти рецепты, выдал их Сунь Сы-мяо, и тот включил по одному из них во все 30 глав своего трактата по медицине («Цянь цзинь фан» — «Тысяча золотых рецептов»). По более поздней версии, Сунь Сы-мяо увидел однажды пастуха, пытающегося убить змею. Сунь Сы-мяо спас змею, отдав пастуху свой плащ, смазал змее раны и отпустил в траву. Через 10 дней перед ним появился всадник на белом коне, к-рый от имени своего отца пригласил Сунь Сы-мяо в гости. Он посадил Сунь Сы-мяо на своего коня, и через мгновение они очутились в каком-то чудесном граде. Так Сунь Сы-мяо оказался в подводном дворце царя драконов (см.
Лун-ван), к-рый пытался одарить его драгоценными каменьями и золотом, но Сунь Сы-мяо отказался их взять, после чего царь драконов поднес ему медицинское соч. «Лун цзан» («Сокровище дракона»), к-рое он и включил в трактат.
Еще по одной легенде, Сунь Сы-мяо явился во сне императору Сюань-цзуну и попросил 80
лянов порошка из камня
сюнхуан (опермент), к-рым исцеляют от укуса ядовитой змеи. Проснувшись, государь послал человека с порошком в горы, и тот будто бы встретил Сунь Сы-мяо и вручил ему дар. Сунь Сы-мяо указал пальцем на лежащий рядом камень, и на том тотчас же проступили киноварно-красные иероглифы — благодарность императору. Пока посол переписывал надпись, Сунь Сы-мяо исчез.
В народно-религиозной традиции Сунь Сы-мяо почитался как
Яо-ван (Царь лекарств). Сунь Сы-мяо входил также в число десяти богов — покровителей медиков (
ши-дай мин и). Его изображения часто встречаются на народных картинах (
нянь хуа) и в виде скульптур в храмах (нередко рядом с ним два юных помощника, один из к-рых держит тыкву-горлянку с чудотворными пилюлями, а другой листья целебных растений).
Источники: Тай-пин гуан цзи (Обширные записи годов Тай-пин). Т. 1. Пекин, 1959, с. 140–143.
Литература: Алексеев В.М. В старом Китае. М., 1958, с. 85;
Цзун Ли, Лю Цюнь. Чжунго миньцзянь чжу шэнь (Китайские народные божества). Шицзячжуан, 1986, с. 519–525;
Wernеr Е.Т.С. A Dictionary of Chinese Mythology. Shanghai, 1932, p. 587–588.
Автор: Рифтин Б.Л.
Обожествлению врача Сунь Сы-мо/мяо способствовала его слава виднейшего алхимика эпох Суй и Тан, что, в свою очередь, было основано на теснейшей связи медицины с алхимией в Китае. Его главный алхимический труд – «Тай цин дань цзин яо цзюэ» («Основные наставления по Канону Высшей чистоты», см.
Сань цин), детально проанализированный Н.Сивином (1968). Язык описания Сунь Сы-мо прост и рационален, лишен усложненной символики и метафоризма, характерных для
«Цань тун ци» («Единение триады»)
Вэй Бо-яна (ок. 100 – 170) и поздних алхимических трактатов. Подобную лексику он использовал лишь дважды: обозначая киноварь и свинец триграммами (
гуа [2]) Ли (Сцепление, огонь,
ли [
8]) и Дуй (Разрешение, водоем,
дуй [
1]), акаломель (Hg
2Cl
2) термином
лю гэнь сюэ («текучий крепкий снег»). Им описан алхимический процесс кальцинации ртути и непрерывный цикл ее окисления и восстановления при температуре ок. 630
о. Большинство его эликсиров включали в себя не только популярную у алхимиков ртуть, но и мышьяк и др. яды, а потому весьма токсичны. Сунь Сы-мо это прекрасно понимал, о чем свидетельствуют не только его прямые указания, но и значительно меньшие дозировки данных веществ в лекарствах, нежели в эликсирах. Видимо, предполагалось, что на пути к бессмертию адепт становится неуязвимым для яда, воспринимая лишь его целительные свойства (ср. тезис Парацельса о прямой пропорциональности целительных свойств лекарств их ядовитости). Смерть нескольких танских императоров, увлекавшихся алхимией, наступала именно от отравления большими дозами тяжелых металлов в эликсирах, составленных малоквалифицированными (или даже просто шарлатанствующими) придворными алхимиками, тогда как профессионалы в этой области, как правило, принимали эликсиры малыми, почти гомеопатическим дозами, что растягивало их стимулирующее действие и отдаляло опасные для жизни стадии отравления.
Литература: Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1998, с. 115 – 116;
Sivin N. Chinese Alchemy: Preliminary Studies. Cambridge, Mass., 1968.
Автор: Торчинов Е.А.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 577-578.